«Моя педагогическая философия»
Порой, оглядываясь назад, окидывая взором свой жизненный путь, я невольно ловлю себя на мысли, что мой приход в школу все-таки случайность. Я поступала в педагогический институт вовсе не потому, что с детства хотела стать учителем. Я даже не вполне чётко представляла себе, что это за профессия - Учитель. Ещё с детства, с того времени, когда я училась в маленькой, но такой уютной и доброй сельской школе, я люблю географию. А поступление в пединститут - это была одна из возможностей лучше узнать любимый предмет, заниматься любимой наукой - географией.
Так получилось, что на 5 курсе, при прохождении педагогической практики, мы попали в очень хорошую школу № 180. Судьба свела меня с очень интересными и творческими педагогами: Кучиновой Натальей Валентиновной, учителем географии, и Спекторским Александром Михайловичем, который в то время работал учителем биологии. Именно от этих людей я заразилась «вирусом» преподавания и решила, что окончив институт, обязательно стану учителем.
Дальнейшее развитие моей педагогической карьеры, как, впрочем, у большинства молодых учителей, было непростым. Поработав несколько лет, я поняла, что для того, чтобы быть хорошим учителем, мало любить свой предмет, нужно уметь донести его до ребят, заинтересовать, увлечь детей своим предметом. Иначе ничего не получится, а заинтересовать можно только тем, что интересно тебе самой. Поэтому и приходится постоянно учиться, не успокаиваться на достигнутом, сомневаться, искать ответы на извечные вопросы: достойна ли я, какая я? Достаточно ли моих знаний, что бы быть учителем? Эти вопросы постоянно заставляют трудиться над собственной душой.
Большой удачей для меня стала работа в школе № 100. В этой небольшой, тёплой и уютной школе, я сразу почувствовала поддержку своих коллег. Очень много для себя я почерпнула из опыта преподавания завуча-географа Семеновой Елены Игоревны, которая, несмотря на свою страшную занятость, всегда находит время помочь советом, поддержать добрым словом.
Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы. Конечно, самое главное для меня - это моя семья. Но я не смогла бы жить, не имея увлечений, и, конечно же, не имея любимого дела. А что значит для меня быть учителем? Быть учителем – это не просто чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. В моем представлении учитель – это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. Свой предмет, своя область знаний для учителя являются ведущими. Но не стоит забывать о существовании и других областей. А ведь способность к общению, обмену информацией - одна из ведущих способностей педагога. В моем представлении, XXI век отличается от других столетий своей информативностью, множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.
Современный урок невозможно было бы представить и без новых технических средств обучения. И ведущим среди них давно уже стал компьютер. Компьютер уже перешёл в разряд такой бытовой техники, как телевизор или холодильник. Современные дети быстрее осваивают навыки работы (или игры) на компьютере, чем буквы алфавита. К этому непременно нужно быть готовым. Поэтому самостоятельная работа, самообразование, ИТ- компетентность каждого учителя сейчас стала необходимостью. Именно поэтому темой профессионального самообразования я выбрала тему «Использование ИКТ на уроках географии».
Недавно на курсах повышения квалификации, на одной из лекций, преподаватель прочитал замечательные слова В.А. Сухомлинского: «…если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в моей профессиональной деятельности. Я всё время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью. Главная задача такого общения, чтобы ученик поверил в себя, в то, что он знает, умеет и может. Я пытаюсь встать на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что утомляет, что обижает. Когда ребята видят моё стремление, желание понять их и помочь им, то открыто сотрудничают со мной, не только во внеклассной работе, но и в процессе обучения своему предмету.
Основным в своей работе я считаю - помочь ребёнку вырасти личностью, определить свою жизненную цель и путь к её достижению. Воспитывать жизнелюбивых, честных, добрых и активных в своей жизни людей – такова моя педагогическая цель.